22.12.2023

По вопросам ограничения доступа граждан к водному объекту и береговой полосе общего пользования

В соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, а также природные выходы подземных вод (родники) относятся к поверхностным водным объектам.

В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Согласно п. п. 6, 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Таким образом, доступ к названным водным объектам ограничивать запрещено. Поэтому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом. (статья 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действия лиц, выразившиеся в возведении в пределах береговой полосы и акватории водного объекта, забора (ограждения, сооружения) до кромки воды или вдоль уреза воды на расстоянии менее 20 метров, а также запрещение свободного прохода и причаливания на лодке к берегу водного объекта, нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, постоянно или временно прибывающих на территории водного объекта, на благоприятную окружающую среду, на свободный и беспрепятственный доступ к водным объектам общего пользования и использования его для личных и бытовых нужд.

Ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе является незаконным и влечет привлечение к ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ, влекущее наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае выявления указанных фактов граждане вправе направить письменные обращения и подтверждающие материалы в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области или обратиться по телефону – 32-56-00 для организации их рассмотрения и решения вопроса о принятии мер в соответствии с нормами действующего законодательства.

Материал с сайта ДЕПАРТАМЕНТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 


Возврат к списку