Православный храм и монастырь с самого начала своего появления на русской земле были явлениями не только религиозными, но и духовно-эстетическими. Они были центрами книжности, художественных ремёсел. К началу 20 в. в монастырях и церквях были сосредоточены не только значительные материальные ценности, но и духовные - книги, рукописи, выдающиеся произведения иконописи и декоративно - прикладного искусства. Шуйские церкви не были исключением. Современники выделяли пять наиболее древних церквей и по традициям, и по "благолепию": Воскресенский собор, Крестовоздвиженскую, Спасскую, Покровскую и Троицкую.
Воскресенский собор был центром религиозной жизни Шуи на протяжении всего 19 в. Его главная святыня - чудотворная икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери - собирала 28 июля, в день своего празднования, 30-40 тысяч богомольцев со всей округи. Икона была написана в 1655 г. известным шуйским иконописцем Герасимом Тихоновым Иконниковым вскоре после "моровой язвы", свирепствовавшей в Шуе и унесшей почти половину жителей. В 1667 г. икона, известная своими чудесными исцелениями, была официально признана чудотворной. Она являлась не только культовым предметом, но и произведением искусства. Две ризы иконы - повседневная (серебряно-позолоченная) и парадная (жемчужная) - были выдающимися произведениями ювелирного искусства. Жемчужную ризу украшали 794 бриллианта, 21 изумруд, 75 алмазов, 204 яхонта, до 1000 аметистов, 5 бриллиантовых звёзд. Настоящими произведениями искусства были серебряные царские врата чеканной работы и особенно серебряное облачение Престола в алтаре. Собранное из 200 деталей, оно было выполнено шуйским мастером Секириным и весило 4 пуда 31 фунт.
Из церковной утвари богатством отделки отличался серебряный ковчег в виде храма с куполом на четырёх колоннах, под ним посредине гробница, по углам отлитые из серебра изображения евангелистов. Он был положен в храм шуйским купцом Корниловым. Славилась и соборная коллекция напрестольных крестов с частями святых мощей. Не менее великолепной была подборка Евангелий. Особо чтили Евангелие большого формата, изданное в 1759г. серебра в его окладе было 1 пуд
30 фунтов. В ризнице было 70 богатых риз и более 20 разных пелен - настоящие произведения золотошвейного искусства.
По богатству ризницы с собором могла соперничать только Крестовоздвиженская церковь. Её внутреннее убранство оценивалось в 200 тысяч рублей серебром в 1850 г. Внутренний интерьер храма был оформлен в соответствии с лучшими традициями русского церковного искусства 19в. Двухъярусный иконостас выполнил золотых дел мастер Пётр Сафонов. Стены храма расписал церковный живописей из Тейкова крестьянин Епифаний Медведев. Все принадлежности алтаря были выдержаны в одном стиле и отлиты из бронзы итальянским художником Кампиони. Престол был вызолочен и установлен на основание из белого итальянского мрамора. За Престолом в арке был установлен крест из голубого лазурита. Из икон подлинным шедевром была икона Успения Богоматери, которую приобрёл в Москве купец Киселёв. В 19в. храм славился замечательным подбором крестов, в том числе 3 - 17в. Но в мае 1884г. древние кресты и серебряный ковчег были похищены и не найдены. Однако, в том же году шуйские купцы Посылины, Щеколдин пожертвовали церкви серебряные кресты, потиры, два ковчега.
Если самым богатым шуйским храмом считался Крестовоздвиженский, то самым красивым - Спасский, построенный в итальянском вкусе, с портиками, куполом и золочёным крестом. Особо чтимым в храме был большой крест высотой в четыре с половиной аршина, устроенный из трёх составных дерев : кипариса, кедра и можжавела. Это была копия Святого Креста в Новом Иерусалиме. В Покровской церкви была лучшая в Шуе подборка икон, пять из них были на особом учёте во Владимирской епархии. Это работы шуйских иконописцев 17-18в. "Покров Пресвятой Богородицы", "Всех Скорбящих Радость", вторая по чтимости после чудотворной в округе икона святого Иоанна Предтечи.
Древние реликвии хранились и в Троицкой кладбищенской церкви. Это древняя панагия из чёрного дерева и резные костяные складни с изображением Св.Троицы и Апостолов.
В конце 19 - нач 20вв. в России начал формироваться тип церковно - археологического музея. Такие музеи существовали при епархиях, монастырях и отдельных храмах. Они играли немалую роль в культурной жизни провинции : в них сохранялись не только уникальные церковные, но и светские реликвии.
Подобные собрания формировались и в шуйских монастырях. Главными святынями Николо-Шартомского мужского монастыря , известного с 1425 г., были иконы Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца, написанные преподобным Иоакимом - неканонизированным святым Шуйского края, иноком Николо-Шартомского монастыря. Не меньшую ценность представляла икона Грузинской Богоматери 16 в. В монастыре хранились резные деревянные напрестольные кресты 17 в., Евангелие времён Ивана Грозного, коллекции медных духовных печатей 17 в. Украшением колокольни монастыря был колокол, отлитый в 1685 г. известным московским литейщиком Фёдором Моториным. Собрание реликвий в монастыре было бы древнее и богаче, если бы не разграбление в 1619 г. поляками и литовцами, в 1624 г. - разбойниками и не пожар от молнии в 1645 г., когда монастырь сгорел дотла.
Интересную коллекцию церковно- археологических реликвий хранил Воскресенско - Фёдоровский женский монастырь в селе Сергееве в 10 верстах от Шуи. Главной святыней монастыря почиталась икона Знамения Божьей Матери. Многие реликвии были связаны с именами Серафима Саровского и Иоанна Крондштадского. Это ковчег с большей частью того камня, на котором преподобный Серафим молился тысячу ночей, остатки дерева от его кельи, различные кресты с мощами.
Значительные художественные ценности были и во Всехсвятском женском единоверческом монастыре в Шуе. Это, прежде всего, собрание древних икон, пожертвованных шуйскими старообрядцами в Успенский храм монастыря. Книги церковных библиотек являлись не меньшими духовными и культурными ценностями, чем сокровища ризниц и алтарей. Здесь издавна хранились древние рукописи и книги не только богослужебного содержания, но и религиозно-нравственного, исторического. Чем древнее был храм, тем богаче его библиотека, доступная для прихожан. К началу 20 в. количество книг в церковных библиотеках Шуи даже превышало количество книг в Шуйской публичной библиотеке.