Щелкните для просмотра изображения в полном размере

Хранится в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта

Данный план Шуи был снят с натуры в 1850 году. Судя по плану, город удлинился в восточном направлении. Планировка кварталов к югу от «осыпи», так же как и в начале XIX века, оставалась не упорядоченной и сохраняла свои неправильные очертания еще дорегулярной структуры. Кварталы Заречья к тому времени были уже полностью застроены. Не возведенными остались лишь церкви на площадях.

Вторая треть XIX века характеризуется активным жилым строительством. В 1862 году в Шуе насчитывалось 107 каменных домов и 722 деревянных, то есть по  сравнению с 1825 годом их общее количество возросло более чем вдвое, а каменных зданий – втрое.

Вся жилая застройка Шуи этого времени была усадебного типа, с сильно вытянутым в глубину квартала участком. Главный дом обязательно выходил на красную линию, за ним располагался двор с хозяйственными, промышленными и служебными постройками, а дальнюю часть занимал сад или огород. Подобная структура характерна как для скромных мещанских и купеческих усадеб, так и для крупных.

Особенностью шуйской городской усадьбы было наличие рядом с домом кирпичной палатки для хранения сырья и товаров. Палатки, как правило, присутствовали в усадьбах, владельцы которых занимались промышленным производством. Располагались они торцом к улице, также выходя на её красную линию и соединяясь с домом воротами. Особенно характерно сочетание деревянного главного дома и кирпичной палатки.

В основной своей массе застройка Шуи оставалась деревянной одно-, двухэтажной. Новые черты в архитектурный облик Шуи внесли промышленные сооружения, сосредоточенные вдоль правого берега Тезы. Среди них своими размерами на карте выделяется бумагопрядильная фабрика И. Ф. Попова, стоящая на левом берегу Сехи, у её впадения в Тезу. Силуэт Заречья определяли трех-, четырехэтажные корпуса текстильных предприятий и высокие фабричные трубы. Эта панорама с ярко выраженным индустриальным характером, столь необычная для уездных городов России середины XIX века, составляла резкий контраст с видом левобережной стороны Шуи – с её традиционными доминантами храмов и колоколен среди малоэтажной жилой застройки.