Отделения (территориальное, г.Иваново) ФГКУ «Западрегионжилье»
153000, г. Иваново, ул. Батурина. д.1,  
телефоны: (4932) 41-38-33, 41-34-40

Обеспечение жильем военнослужащих Российской Федерации

В этом году, как и прежде, отделение (территориальное, г.Иваново), наряду с иными жилищными органами Министерства обороны,  продолжает активно работу по разрешению жилищных вопросов военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.

Начиная с 2014 года и по настоящее время, продолжаются выплаты жилищной субсидии.

Жилищная субсидия по-прежнему пользуется у военнослужащих повышенным спросом, так как существующий подход к определению ее размера позволяет военнослужащему гарантированно приобрести жилое помещение по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации. На ближайшие годы жилищная субсидия станет основной формой обеспечения военнослужащих постоянным жильем. В настоящее время  70 % находящихся на учете военнослужащих избрали для себя именно эту форму обеспечения жильем.

Размер жилищной субсидии рассчитывается на основании норматива общей площади жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие Минстроем России (далее – норматив стоимости 1 кв. метра), а также поправочных коэффициентов, применяемых во взаимосвязи с календарной выслугой лет (чем больше выслуга,  тем выше коэффициент).

Норматив общей площади жилого помещения определяется следующим образом:

33 кв. метра общей площади жилого помещения – на одиноко проживающего военнослужащего;

42 кв. метра общей площади жилого помещения – на семью из 2 человек;

18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из 3 и более человек.

Норматив общей площади жилого помещения увеличивается
на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения.

Поправочные коэффициенты зависят от продолжительности военной службы. То есть, чем дольше военнослужащий служит, тем выше поправочный коэффициент:

от 10 лет до 16 лет военной службы – 1,85;

от 16 лет до 20 лет военной службы – 2,25;

от 20 лет до 21 года военной службы – 2,375.

После 21 года военной службы поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы. Максимальный коэффициент - 2,75.

Чтобы рассчитать сумму выплаты, необходимо умножить количество положенных военнослужащему квадратных метров, исходя из состава семьи и права на дополнительную площадь, на норматив стоимости 1 кв. метра жилого помещения по Российской Федерации и умножить на поправочный коэффициент.

Таким образом, чем больше выслуга лет и состав семьи, тем и больше получается размер жилищной субсидии.

Во втором полугодии 2017 года имеются приятные новости для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, находящихся на жилищном учете и избравших указанную форму обеспечения их жильем, поскольку   на II полугодие 2017 года норматив стоимости одного квадратного метра жилья в России увеличен на 1112 рублей.

На практике это означает следующее. Норматив стоимости - цена квадратного метра, которая используется в качестве индикатора, характеризующего изменение средней рыночной стоимости жилья по стране. Этот показатель утверждается раз в полгода. На  II полугодие он составляет 38320 рублей и будет действовать до конца 2017 года.

В сравнении с первым  полугодием 2017 года данный норматив составлял 37208 рублей. Таким образом, с 1 июля норматив стоимости одного квадратного метра в стране вырос на 1112 рублей.

При расчете суммы жилищной субсидии это означает, что, в среднем, семья военнослужащего, состоящая из четырех человек, получит сумму, большую примерно на 200 тысяч рублей.

При желании каждый военнослужащий может самостоятельно рассчитать полагающийся ему размер жилищной субсидии на онлайн-калькуляторе, который размещен на официальном сайте Минобороны России и пользуется огромной популярностью.

Существующий подход к определению размера жилищной субсидии позволяет военнослужащему гарантированно приобрести жилое помещение
по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации, при этом учесть все личные требования к жилому помещению.

Необходимо отметить, что жилищная субсидия - это единственная форма жилищного обеспечения, за которую полностью отвечает Департамент жилищного обеспечения. Её реализация зависит от организации работы органов жилищного обеспечения. Механизм предоставления жилищной субсидии на сегодняшний день уже отточен и автоматизирован.

До момента получения права на собственную бесплатную квартиру, военнослужащий и члены его семьи имеют право на служебное жилье. От постоянного собственного жилья «служебное» отличается тем, что оно предоставляется только на время прохождения военной службы, проживание в нем носит временный характер, его нельзя сдавать в наем, продать  или приватизировать.

В соответствии с п.3 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений, военнослужащим по их желанию выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии п.4 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны 30 сентября 2010 года №1280, военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений по установленным нормам при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания,  жилые помещения маневренного фонда и общежития.

Обращаем Ваше внимание на следующий важный момент. В соответствии с законом о статусе военнослужащих для осуществления выплат военнослужащим компенсации за наем жилого помещения должны быть соблюдены два условия: отсутствие возможности  у Министерства обороны предоставить жилое помещение в порядке, установленном законодательством, в том числе и общежитие, и наличие желания самого военнослужащего получать денежные средства за наем жилого помещения.

Порядок осуществления выплат за наем жилых помещений определен инструкцией, которая утверждена приказом мо РФ от 27 мая 2016 г. № 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений».
В этом процессе участвуют как жилищные органы в части предоставления информации о военнослужащих, включенных в список на предоставление служебного жилого помещения, так и воинские части в лице командиров, издающих приказы, и финансовые органы МО РФ, осуществляющие непосредственное перечисление денежных средств военнослужащим. Между всеми этими органами происходит обмен информацией в рамках выше указанного приказа Министра обороны №303.

Вернемся к порядку предоставления служебных жилых помещений, жилым помещением маневренного фонда и общежитиям.

Здесь дополнительно обращаем ваше внимание на то, что  вопросы предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с законодательством разрешаются в уполномоченном жилищном органе, каковым является на территории Ивановской области Отделение (территориальное, г.Иваново) ФГКУ «Западрегионжилье». Основанием для вселения в жилое помещение специализированного фонда МО РФ  является принятое уполномоченным должностным лицом решение о предоставлении жилого помещения и заключенный с военнослужащим договор найма. Начальник отделения наделен правом принимать решения о предоставлении жилых помещений с последующим заключением  с военнослужащими договоров найма жилого объекта. Представители управляющих компаний, командиры воинских частей не вправе принимать решения о предоставлении жилых помещений фонда Министерства обороны.

Иными словами, все вопросы по предоставлению служебных жилых помещений, так же жилых помещений маневренного фонда и общежитий военнослужащим разрешаются только в уполномоченном жилищном органе Министерства обороны.

 

Еще один вид  обеспечения жильем – накопительно-ипотечная система (НИС) обеспечения военнослужащих получила свое начало в 2005 году.

НИС военнослужащих – накопительная ипотечная система, регистрация в которой дает право на получение льготного жилищного кредита. Категории военнослужащих, которые принимаются в программу на обязательной и добровольной основе, а также основания для внесения их в реестр определены  Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В Минобороны России порядок включения военнослужащих в реестр участников НИС, а также перечень документов, необходимых для включения в реестр, установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. № 245 «Об утверждении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации», а функции формирования и ведения реестра участников НИС выполняет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Категории военнослужащих, имеющих право на добровольное или обязательное участие в НИС, а также основания для включения военнослужащих в реестр участников НИС, определены статьей 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Категории военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в НИС, обращаются с рапортом на имя командира воинской части, в которой проходят службу, о включении в реестр участников НИС, при этом рекомендуемый образец рапорта определен действующим с текущего года приказом Министра обороны №245. Этим же приказом обязанность по учету военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, возложена на командиров воинских частей.

Комплект документов для включения военнослужащего в реестр участников НИС направляется воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения (РУЖО) Минобороны России, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении, для дальнейшего направления в Департамент жилищного обеспечения. 

После внесения записи о включении военнослужащего в реестр участников НИС Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации направляет военнослужащему (через соответствующее РУЖО Минобороны России) уведомление о включении в реестр участников НИС с указанием регистрационного номера участника.

Каждый участник накопительно-ипотечной системы уже через три года его участия в этой системе в соответствии с федеральным законом обладает правом на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве, либо уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Согласно изменениям, внесенным в 117-ФЗ в 2016 году, участники накопительно-ипотечной системы, состоящие в браке между собой, не менее чем через три года участия каждого из них в накопительно-ипотечной системе имеют право на заключение каждым из них с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа, для приобретения в общую собственность жилого помещения или жилых помещений, земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования.

Жилое помещение, приобретенное участником данного вида обеспечения по договору купли-продажи с использованием средств целевого жилищного займа (далее – ЦЖЗ) без использования ипотечного кредита, находится в залоге (ипотеке) в силу закона у Российской Федерации со дня государственной регистрации права собственности участника на указанное жилое помещение.

Преимущества данного вида обеспечения жильем в том, что военнослужащий уже через три года участия в данной системе получает фактически право на приобретение собственного жилого помещения, выбранного им самим с учетом места нахождения и иных характеристик самого жилого помещения. При этом, в случае, если жилье приобретено им не по месту службы, то военнослужащий не утрачивает право на предоставление ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Сегодня каждый имеет возможность получить консультацию специалиста на приеме в отделении, а также ознакомиться с информацией на официальном сайте Минобороны России (www.dom.mil.ru).

Адрес отделения (территориальное, г.Иваново) ФГКУ «Западрегионжилье»: 153000, г. Иваново, ул. Батурина. д. 1, телефоны (4932)  41-38-33, 41-34-40.

 

Итоги деятельности органов жилищного обеспечения за период с 12 июля 2012 года по 1 октября 2017 года на территории Ивановской области 
 Отделение (территориальное, г.Иваново) ФГКУ «Западрегионжилье»  

Уполномоченным жилищным органом на территории Ивановской области является отделение (территориальное, г.Иваново) (далее-отделение), созданное в составе ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, основной задачей которого является обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей. 

С начала деятельности отделения (с июля 2012 года) с учетом всех форм обеспечения жильем за 5 лет были исполнены социальные обязательства по предоставлению жилья в отношении 1726 военнослужащих, в том числе: 1026 семей военнослужащих обеспечены служебными жилыми помещениями; 412 семей обеспечены постоянными квартирами; 288 военнослужащих предоставлена жилищная субсидия.

Обеспечение постоянным жильем
За последние 5 лет постоянным жильем за счет предоставления квартир и жилищных субсидий отделением было обеспечено 700 военнослужащих. Жилые помещения в натуральной форме были предоставлены 412 военнослужащим, из них 300  -по договорам социального найма, 112 - в собственность бесплатно. Учитывая, что с 2016 года Минобороны России не заключает новых государственных контрактов на строительство постоянного жилья, основной формой жилищного обеспечения становится жилищная субсидия, внедренная по инициативе Министра обороны Российской Федерации в 2014 году. 

Жилищные субсидии за 2014-2017 годы были выплачены 288 военнослужащим Ивановского гарнизона. Из выделенных бюджетных средств это составило 1 622 млн.руб. (Один миллиард шестьсот двадцать два миллиона рублей). В общем объеме предоставленного за 4 года постоянного жилья жилищная субсидия уже составила 70%, ее получили 288 военнослужащих (квартиры предоставлены с 2014-2017гг. -123), а в 2017 году этот показатель вырос до 98%, за счет выделенных на эти цели бюджетных средств, жилищная субсидия предоставлена 62 военнослужащим на сумму 350 миллионов рублей (квартиры предоставлены-1). 

С 2018 года жилищная субсидия станет приоритетной формой обеспечения постоянным жильем. Очередь военнослужащих, претендующих на получение жилищной субсидии, в настоящее время составляет 70% от всего количества военнослужащих, состоящих на жилищном учете в отделении.  

Обеспечение военнослужащих служебным жильем 

Решение задачи обеспечения военнослужащих служебным жильем осуществляется за счет трех составляющих: 
1. Формирование нового и оптимальное использование имеющегося специализированного жилищного фонда. Применение новых подходов по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд, использование средств автоматизации и информатизации позволило увеличить темпы его формирования. Объем специализированного жилищного фонда на территории Ивановской области увеличился за счет отнесения 102 жилых помещений к специализированному жилищному фонду в 2015 году. 
2. Компенсация расходов за наем (поднаем) жилых помещений в населенных пунктах, где не может быть предоставлено служебное жилье в связи с его отсутствием. В 2015 году по инициативе Минобороны России размер компенсации за наем (поднаем) офицерам и прапорщикам увеличен в 3,3 раза в среднем до 17,6 тыс. рублей в месяц (на одну семью), что позволило компенсировать более 90% фактических затрат за наем (поднаем) жилья. 
3. Необходимость строительства нового жилья. Согласно заключенного государственного контракта на строительство жилых объектов, в частности на территории Ивановской области, а именно в г.Иваново, было начато и ведется в настоящее время строительство жилых объектов, в последующем подлежащих использованию как специализированный жилищный фонд Минобороны России для заселения военнослужащих, проходящих военную службы в г.Иваново.  

Строительство двух 17-тиэтажных жилых домов на 328 квартир и четырех 4-хэтажных общежитий на 788 мест было начато в начале 2016 г. Сроки окончания строительства в 2018 году. Использование в перспективе жилых помещений как специализированный жилищный фонд позволит обеспечить служебным жильем военнослужащих и ликвидировать потребность в специализированном жилом фонде. 

За 5 лет служебным жильем в целом по Ивановскому гарнизону отделением обеспечено 1026 военнослужащих, в том числе в 2017 году – 160 или 85% от плановых показателей текущего года (188). 

Совершенствование нормативной базы в сфере жилищного обеспечения военнослужащих 

Создание эффективного механизма нормативного правового регулирования в сфере жилищного обеспечения военнослужащих неразрывно связано с реализацией социальных гарантий военнослужащих и является одной из важнейших задач Департамента жилищного обеспечения как головного жилищного органа Министерства обороны. 

В целях совершенствования законодательства в сфере обеспечения жильем за последние 5 лет Департаментом было разработано 29 нормативных правовых актов, в том числе: 
- 2 федеральных закона; 
- 3 указа Президента Российской Федерации; 
- 1 распоряжение Президента Российской Федерации; 
- 5 постановлений Правительства Российской Федерации; 
- 18 приказов Министра обороны Российской Федерации.

Департаментом, как головным органом, проведена работа по внесению изменений в нормативные правовые акты, реализация которых в настоящее время позволяет: 
оплачивать военнослужащему площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления (по желанию военнослужащих); 
предоставлять военнослужащим квартиры в собственность бесплатно, как альтернативу заключения договора социального найма; 
предоставлять военнослужащему жилищную субсидию (новая форма жилищного обеспечения военнослужащих); 
обеспечивать жилыми помещениями (жилищными субсидиями) вне очереди военнослужащих, имеющих трёх и более детей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, а также при предоставлении им жилых помещений стала учитываться площадь, полагавшаяся на погибшего (умершего) военнослужащего, включая его право на дополнительную площадь жилого помещения. 

Открытость и доступность информации как принцип работы жилищных органов 

Особое внимание за период деятельности жилищные органы всех уровней уделяли информационной работе, работа в данном направлении приобрела системный характер. 
Обеспечение жильем военнослужащих - это процесс, выстроенный на букве закона и регламентированный соответствующими нормативно-правовыми документами. Вместе с тем, это процесс, который требует участия в нем не только жилищного органа, но и непосредственно военнослужащего, который принимает решение реализовать предоставленные ему права, и, соответственно, предоставляет предусмотренные нормативно-правовыми актами для этого документы в жилищный орган. Исходя из этого, важным моментом является понимание военнослужащим процесса реализации его прав и информированность военнослужащего. 

В связи с этим, на регулярной основе отделением проводятся информационные встречи с военнослужащими на территориях воинских частей, вследствие чего повышается уровень понимания самого процесса военнослужащими, снижается количество письменных обращений и повышается уровень качества предоставляемых документов, что позволяет сократить временные затраты самого процесса реализации права на жилье. В целях информирования военнослужащих и членов их семей по всем видам и формам обеспечения жильем, об изменениях в действующем законодательстве, об итогах работы жилищных органов на территории Ивановского гарнизона используются различные СМИ: информация, заметки, статьи размещаются на сайтах администраций муниципальных образований, газетах, проводятся радиовыступления работников органа жилищного обеспечения. 

Департамент жилищного обеспечения, как головной орган Минобороны России по вопросам жилищного обеспечения в целях создания условий открытости и доступности информации активно использует возможности «всемирной паутины», совершенствуя и постоянно развивая свои электронные ресурсы. Так на официальном сайте Минобороны (www.dom.mil.ru) создан новый раздел, посвященный жилищному обеспечению военнослужащих, с помощью которого каждый самостоятельно сможет ознакомиться с нормативно-правовыми актами, образцами заявлений, формами справок, решений, воспользоваться онлайн - калькулятором для расчета суммы жилищной субсидии, для расчета стоимости компенсации за наем жилого помещения и узнать еще много иной полезной информации. 

Таким образом, подводя итоги пятилетней работы, очевидны значительные результаты, как в натуральных показателях, так и в деятельности по совершенствованию самого процесса обеспечения жильем, что вызывает доверие военнослужащих и членов их семей. С учетом результатов деятельности органов жилищного обеспечения у военных сформировано устойчивое мнение, что получение жилья от Министерства обороны РФ — это реальность.


Жилищная субсидия как новая форма обеспечения жильем. Итоги. 
В 2014 году по инициативе Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу и при поддержке Президента Российской Федерации внедрена новая форма обеспечения жильем – жилищная субсидия, которая уже получила широкую поддержку в обществе, а в среде военнослужащих получила название «Квартирная революция Шойгу». 

Жилищная субсидия пользуется у военнослужащих повышенным спросом, так как существующий подход к определению ее размера позволяет военнослужащему гарантированно приобрести жилое помещение по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в новостройках г. Москвы.  

Фактически жилищная субсидия - это единовременная денежная компенсация взамен жилья в натуральном виде. 

Среди неоспоримых преимуществ жилищной субсидии, подтвержденных четырехлетней практикой её выплаты, можно назвать следующие: 
- Минобороны России заинтересовано в росте профессионализма военнослужащих, ведь объем получаемых военнослужащим денежных средств напрямую зависит от его выслуги лет посредством применения прогрессирующих коэффициентов; 
- предоставление военнослужащему возможности самостоятельно определять характеристики (площадь, планировку, этаж) и вид приобретаемого жилого помещения (квартира, дом, коттедж); 
- возможность обеспечить военнослужащих в короткие сроки (2-3 месяца) в любом избираемом ими месте жительства, в том числе и в г. Москве, вне зависимости от наличия готового жилищного фонда для постоянного проживания; 
- возможность приобрести жилое помещение, воспользовавшись жилищной субсидией с привлечением средств материнского капитала, кредитных и собственных средств; 
- возможность использовать жилищную субсидию на приобретение не только построенного, но и строящегося жилья. Кроме того, предоставление жилищной субсидии дает ряд положительных эффектов и в целом в масштабах Российской Федерации; 
- формирование среднего класса страны (средний объем жилищной субсидии в 2017 году составил 6,2 млн. рублей); 
- равномерное заселение территории страны. Так как предоставляемые военнослужащему суммы жилищной субсидии одинаковы от Калининграда до Южно-Сахалинска и не зависят ни от места службы, ни от избранного места жительства, то возможность выбора постоянного места жительства позволяет военнослужащим не акцентировать свое внимание только на столице; 
- стимулирование роста рождаемости и улучшение демографической ситуации в стране в связи с тем, что размер выплаты напрямую зависит от состава семьи и, кроме того, многодетные семьи наделяются правом на внеочередное получение выплаты; 
- это новый толчок развития строительного комплекса и рынка жилья, поскольку за 4 года на приобретение (строительство) квартир военнослужащим выплачены 142,3 млрд. рублей; 
- экономия средств федерального бюджета - существенно сокращаются затраты на строительство постоянного жилья и содержание военнослужащих, состоящих в распоряжении до обеспечения жильем – не менее 1,3 млрд. рублей в год. Итого с 2015 года – порядка 4 млрд. рублей. 

Размер жилищной субсидии определяется по простой формуле посредством умножения норматива общей площади жилого помещения, полагающейся военнослужащему, норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полгода Минстроем России, и поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы.   Указанный норматив уменьшается на: 
- общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и членам его семьи на праве собственности; 
- общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято письменное обязательство о ее освобождении; 
- общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим или членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер имеющихся жилых помещений (в течение 5 лет с момента отчуждения). 

На официальном сайте Минобороны России есть онлайн-калькулятор для расчета жилищной субсидии, который максимально прост в использовании. Чтобы рассчитать полагающейся размер жилищной субсидии военнослужащему достаточно указать количество членов своей семьи, выслугу лет и наличие (отсутствие) у него права на дополнительную площадь. 

Например, полковник с составом семьи 4 человека при выслуге 23 года (коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы – 2,6) с нормой предоставления 87 кв. м и нормативом стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2018 года в размере 37848 рублей, утвержденным приказом Минстроя России от 20.12.2017г. № 1691/пр, на размер жилищной субсидии 8 561 217 рублей сможет приобрести квартиру в г. Москве (Люблино, г. Троицк, микрорайон Молжаниново, г. Зеленоград и другие) общей площадью 89 кв. м, в Санкт-Петербурге – 102 кв. м, во Владивостоке – 114 кв. м, в Хабаровске – 122 кв. м, в Екатеринбурге – 130 кв. м, в Мурманске – 134 кв. м, Севастополе – 138 кв. м, в Ростове-на-Дону – 150 кв.м, в Иваново- 200 кв.м.  

Таким образом, военнослужащий, получив жилищную субсидию, гарантированно приобретает на выделенные денежные средства полагающуюся ему жилую площадь даже в таком мегаполисе как Москва, а в других крупных городах Российской Федерации – может приобрести жилье гораздо большей площади. И надо отметить, что размер субсидии на всей территории Российской Федерации одинаков. 

Всего в 2017 году на предоставление жилищных субсидий военнослужащим Министерством обороны Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 42,78 млрд. рублей, за счет которых жилищные субсидии предоставлены 6921 военнослужащему. 

В Ивановской области в 2017 году жилищные субсидии предоставлены 73 военнослужащим на общую сумму бюджетных средств в размере 391,8 млн.рублей Средняя сумма жилищной субсидии за 2017 год в Ивановской области составила 5,4 млн. рублей. 

Учитывая рост количества военнослужащих, избравших формой обеспечения жилищную субсидию, Министром обороны Российской Федерации генералом армии Шойгу С.К. в декабре 2017 года было принято решение о дополнительном выделении на предоставление жилищных субсидий военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, 5 млрд. рублей к 37,78 млрд. рублей, предусмотренным федеральным бюджетом на 2017 год. 

Указанные бюджетные средства были изысканы Минобороны России за счет образовавшейся экономии по расходам на выплату денежного довольствия военнослужащим, в том числе состоявшим в распоряжении и уволенным с военной службы в связи с обеспечением жильем. 

Сжатые сроки реализации выделенных дополнительных лимитов потребовали от органов жилищного обеспечения повышенной интенсивности труда, высокой степени слаженности действий между органами жилищного и финансового обеспечения, а также командованием воинских частей. 

Организованная Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации многоэтапная работа позволила использовать все выделенные бюджетные средств на благо военнослужащих. 

За 4 года на предоставление жилищной субсидии бюджетом выделено 142,3 млрд. рублей, на сегодняшний день ее получили 24,9 тыс. военнослужащих. 

В Ивановской области жилищные субсидии с начала их выплат, с 2014 года получили 309 военнослужащих, что в сумме составило 1,72 млрд.рублей бюджетных средств. 

При проведении мероприятий по предоставлению военнослужащим жилищной субсидии органы жилищного обеспечения проводят проверку документов военнослужащих на предмет правомерности и обоснованности предоставления жилищной субсидии, в том числе по определению ее размера. 

В 2018-2020 годах на предоставление военнослужащим жилищной субсидии предусмотрено выделение средств федерального бюджета в объеме 112,6 млрд. рублей, что позволит предоставить жилищную субсидию не менее 16,2 тыс. военнослужащих. Объем выделенных бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии в 2018 году известен – 37,024 млрд. рублей, что позволит предоставить жилищную субсидию 5,6 тыс. военнослужащих. 

С 1 февраля 2018 г. все органы жилищного обеспечения приступили к предоставлению жилищной субсидии в текущем году. В Ивановском гарнизоне более 80% военнослужащих, находящихся на жилищном учете, избрали для себя форму обеспечения - жилищная субсидия. Как показало время, инновационная форма жилищного обеспечения – жилищная субсидия – успешно реализуется, уверенно занимая лидирующие позиции, она уже стала надежным инструментом оперативного решения задач обеспечения военнослужащих постоянным жильем. 

В 2018 году военно-строительный комплекс Минобороны России завершает строительство домов, и , с 2018 года, ввиду прекращения заключения Минобороны России новых государственных контрактов на строительство постоянного жилья, жилищная субсидия станет основной формой обеспечения постоянным жильем.


В текущем 2018 году органы жилищного обеспечения Минобороны России всех уровней продолжают работу по разрешению жилищных вопросов военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, находящихся на жилищном учете. 

В частности, и отделением на территории Ивановского гарнизона активно ведется работа по обеспечению как служебным, так и постоянным жильем. Основная форма обеспечения постоянным жильем в настоящее время –жилищная субсидия – денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения. 

Начиная с 2014 года и по настоящее время, выплаты жилищных субсидий не прекращались, продолжаются и в настоящем году. Жилищная субсидия по-прежнему пользуется у военнослужащих повышенным спросом. На ближайшие годы жилищная субсидия станет основной формой обеспечения военнослужащих постоянным жильем. В настоящее время 80 % находящихся на учете избрали для себя эту форму обеспечения жильем. 

Во втором полугодии 2018г. имеются приятные новости для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, находящихся на жилищном учете и избравших указанную форму обеспечения их жильем, поскольку на II полугодие 2018 года норматив стоимости одного квадратного метра жилья в России увеличен на 4905 рублей. Достаточно серьезное увеличение стоимости и весьма ощутимое на практике в пользу военнослужащих. 

На практике это означает следующее. Норматив стоимости – цена квадратного метра, которая используется в качестве индикатора, характеризующего изменение средней рыночной стоимости жилья по стране. Этот показатель утверждается раз в полгода. На II полугодие он составляет 42753 рублей и будет действовать до конца 2018 года. В сравнении с первым полугодием 2018г. данный норматив составлял 37848 рублей. Таким образом, во втором полугодии норматив стоимости одного квадратного метра в стране вырос на 4905 рублей. При расчете суммы жилищной субсидии это означает, что военнослужащий составом семьи 1 человек с выслугой 25 календарных лет и более, претендует на выплату чуть менее 4х миллионов рублей (33,0*42 753,00*2.75=3 879 834,75), тогда как исходя из расчета на первое полугодие эта сумма составляла 3.5 миллиона рублей (3 434 706) а семья военнослужащего, состоящая из четырех человек претендует на получение без малого 8.5 миллионов рублей (72,0*42 753,00*2.75=8 465 094), денежную сумму, в сравнении с предыдущим полугодием бОльшую без малого на 1 миллион рублей (72,0*37848,00*2.75=7 493 904). 

При желании каждый военнослужащий может самостоятельно рассчитать полагающийся ему размер жилищной субсидии на онлайн-калькуляторе, который размещен на официальном сайте Минобороны России и пользуется огромной популярностью. 

Существующий подход к определению размера жилищной субсидии позволяет военнослужащему гарантированно приобрести жилое помещение по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации, при этом учесть все личные требования к жилому помещению. Размер жилищной субсидии рассчитывается на основании норматива общей площади жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие Минстроем России (далее – норматив стоимости 1 кв. метра), а также поправочных коэффициентов, применяемых во взаимосвязи с календарной выслугой лет, чем больше выслуга, тем выше коэффициент. 

Норматив общей площади жилого помещения определяется следующим образом: 33 кв. метра общей площади жилого помещения – на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. метра общей площади жилого помещения – на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из 3 и более человек. Норматив общей площади жилого помещения увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения. Поправочные коэффициенты зависят от продолжительности военной службы. То есть, чем дольше военнослужащий служит, тем выше поправочный коэффициент. Минимальный применяемый коэффициент составляет 1,85 (одну целую восемьдесят пять сотых). Максимальный -2.75 (две целых семьдесят пять сотых). Чтобы рассчитать сумму выплаты, необходимо умножить количество положенных военнослужащему квадратных метров исходя из состава семьи и права на дополнительную площадь, на норматив стоимости 1 кв. метра жилого помещения по Российской Федерации, и умножить на поправочный коэффициент.  Порядок расчета выплаты организован следующим образом: чем больше выслуга лет, чем больше состав семьи, тем и больше получается размер жилищной субсидии. 

При подготовке документов для перечисления жилищной субсидии необходимо обратить внимание на следующие моменты. Один из предоставляемых документов – это сведения о наличии либо отсутствии жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи), рекомендуемый образец данного документа указан в приложении №2 к порядку, утвержденному приказом Министра обороны от 25 января 2016 года №20. 

Данный документ включает в себя обязательное заполнение всех пяти пунктов. В пятом пункте необходимо указать о наличии жилого помещения специализированного жилищного фонда –служебное жилье, общежитие, то есть жилое помещение, которое предоставлено на период службы, а не для постоянного проживания. Либо указать об отсутствии такового, если не было предоставлено. 

В предоставляемых документах, в которых предусмотрены подписи членов семьи военнослужащего, за несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, подпись ставит законный представитель с указанием своей фамилии, имени, отчества. Законными представителями являются родители ребенка. Несовершеннолетними являются граждане, не достигшие восемнадцати лет. 

В случае изменений в учетных данных военнослужащего, находящегося на жилищном учете, таких как изменение состава семьи в связи с рождением детей, вступлением в брак либо расторжением брака, сменой документов, удостоверяющих личность граждан (паспортов), и иные изменения, необходимо информацию предоставить в жилищный орган для своевременного внесения изменений в учетные данные. В последующем это позволит значительно сократить время на подготовку учетного дела в целях направления в Западное региональное управление жилищного обеспечения для принятии решения о перечислении жилищной субсидии, поскольку начальник территориального отделения указанными полномочиями не наделена.  

До момента получения права на собственную бесплатную квартиру, военнослужащий и члены его семьи имеют право на служебное жилье, которое предоставляется только на период прохождения военной службы, проживание в нем носит временный характер. В соответствии с п.3 ст.15 ФЗ О статусе военнослужащих, военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. Порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда регламентирован Приказом Министра обороны от 30.09.2010г. №1280, в нем указан перечень документов, обязательных к предоставлению наряду с заявлением. 

Одним из обязательных документов является справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы либо о необеспеченности жилым помещением с прежнего места службы, которая выдается уполномоченным жилищным органом Минобороны. Если со справкой о сдаче жилого помещения все понятно, она выдается при фактическом освобождении и сдаче жилья, то в отношении справки о необеспеченности имеются моменты, требующие разъяснения и напоминания, поскольку при отсутствии жилья, которое, соответственно, не нужно сдавать, то обратиться за справкой о необеспеченности жильем забывают. А это документ, без которого реализовать право на получение служебного жилья по новому месту службы весьма затруднительно. 

Порядок оформления и выдачи справки о необеспеченности жилым помещением регламентирован Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года №1133 в редакции от 10 июня 2016 года. Желательно своевременно, до убытия к новому месту службы, обратиться в жилищный орган для получения указанной справки, это позволит военнослужащему быть принятым в более короткий срок на учет нуждающихся в служебном жилом помещении по новому месту службы, а, соответственно, ранее получить служебное жилье либо, при отсутствии такового, реализовать право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения. Поэтому, граждане-военнослужащие, при убытии к новому месту службы не забывайте обратиться в жилищный орган по прежнему месту службы для получения справки о необеспеченности жильем.  

Сегодня каждый имеет возможность получить консультацию специалиста на приеме в отделении, обратиться непосредственно к руководителю, прийти на прием по предварительной записи по телефону 413833, а также каждый может ознакомиться с информацией на официальном сайте Минобороны России (www.dom.mil.ru).
31.08.2017

Возврат к списку