Прокуратура разъясняет
28.06.2024

Прокуратура разъясняет

Подписан закон о списании участникам СВО процентов по потребительским кредитам

Президентом Российской Федерации подписан закон об освобождении мобилизованных и ряда других военнослужащих от уплаты процентов по потребительским кредитам и займам (кроме ипотеки), начисленных в период особых кредитных каникул.

При досрочном погашении долга в течение льготного периода кредитор:

- не сможет направлять средства на уплату процентов, которые начислили за время каникул;

- будет возвращать деньги, которые заемщик перечислил сверх объема обязательств по договору. Этот объем рассчитают без учета указанных выше процентов.

Мера поддержки распространяется на отношения из договоров, по которым льготный период установили до дня вступления новшеств в силу.

Исключение - случай, когда на день начала действия поправок обязательства заемщика, который воспользовался кредитными каникулами, прекращены в том числе исполнением.

В случае, если до дня вступления поправок в силу льготный период по кредитному договору (договору займа) окончен, кредитор уведомит военнослужащего о том, что уплачивать проценты не нужно. Извещение необходимо направить в течение 10 календарных дней с даты вступления в силу изменений. Вместе с ним надо выслать уточненный график платежей, если в договоре не установлен лимит кредитования.

Напоминаем, что заемщик вправе в любой момент в течение времени действия кредитного договора, обратиться к кредитору с требованием о приостановлении исполнения своих обязательств на льготный период, рассчитанный как:

1) срок мобилизации или срок, на который был заключен контракт, увеличенные на 30 дней;

2) срок участия в специальной военной операции, увеличенный на 30 дней.

Также, льготный период, продлевается на период нахождения заемщика, в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении от увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции. Продлевается срок так в случае признания заемщика безвестно отсутствующим на период до отмены решения суда о признании указанного заемщика безвестно отсутствующим либо до объявления указанного заемщика судом умершим.

Пенсионное обеспечение: новое в федеральном законодательстве

Федеральным законом от 11.03.2024 № 47-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» расширен круг лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, имеющих право на получение повышенной фиксированной выплаты к пенсии.

Так, внесёнными изменениями к числу нетрудоспособных членов семьи отнесены правнуки, не достигшие возраста 18 лет или достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, либо обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (при условии, что они не имеют трудоспособных родителей).

В случае нахождения указанных лиц на иждивении у прабабушки или прадедушки последние имеют право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости и пенсии по инвалидности.

Размер доплаты равен 1/3 от размера фиксированной ежемесячной выплаты к страховой пенсии, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Повышение фиксированной выплаты устанавливается на каждого нетрудоспособного члена семьи, недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трёх членов семьи.

Родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной 1/3 суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях населённых пунктов

Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях населённых пунктов утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:

1) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической ёмкостью (например, бочка, бак, мангал) или ёмкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объёмом не более 1 куб. метра;

2) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии:

- не менее 50 метров - от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды);

- не менее 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

- не менее 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев.

3) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 40 см;

4) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны;

5) в целях своевременной локализации процесса горения ёмкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную ёмкость сверху;

6) после использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления).

При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности в металлической ёмкости или ёмкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение горючих материалов за пределы очага горения, к месту для сжигания предъявляются следующие требования:

1) место для сжигания должно располагаться:

- не менее 25 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населённых пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек;

- не менее 50 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

- не менее 15 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев;

2) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 5 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов, обустройство минерализованной полосы не требуется.

При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых ёмкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населённых пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг ёмкости от горючих материалов - до 2 метров.

Использование открытого огня запрещается:

1) на торфяных почвах;

2) при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима;

3) при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра;

4) под кронами деревьев хвойных пород;

5) в ёмкости, стенки которой имеют огненный сквозной прогар, механические разрывы (повреждения) и иные отверстия, в том числе технологические, через которые возможно выпадение горючих материалов за пределы очага горения;

6) при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения;

7) при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду.

В процессе использования открытого огня запрещается:

1) осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества;

2) оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления);

3) располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения.

Новые санкции за административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды

Федеральным законом от 25.12.2023 № 668-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в части санкций за отдельные административные правонарушения в сфере охраны природы и окружающей среды.

Так, дополнены санкции административного правонарушения, выраженного в нарушении требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (ст. 8.55 КоАП РФ).

Установлено, что за непредставление или несвоевременное представление в контролирующий орган сведений об отнесении опасных производственных объектов к отдельным опасным производственным объектам для юридических лиц предусмотрен административный штраф до 500 тыс. руб.

В случае невыполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственного объекта или при выводе его из эксплуатации для юридических лиц грозит административный штраф в размере до 200 тыс. руб.

Изменения также коснулись санкций, предусмотренных административным правонарушением за нарушение порядка представления информации в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности либо порядка ее размещения в системе (ст. 8.5.3 КоАП РФ). Совершение указанного правонарушения для юридического лица предусматривает административный штраф в размере до 150 тыс. руб.

Указанные изменения вступили в силу с 01.03.2024.

Право на единовременные выплаты распространено на совершеннолетних детей погибших участников СВО

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2024 № 245 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» единовременные денежные выплаты в равных долях будут начисляться также и детям погибших (умерших) участников СВО старше 18 лет.

Единовременная денежная выплата в случае смерти (гибели) военнослужащего на СВО (5 млн руб.) предусмотрена, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей». Она выплачивается супруге погибшего, его родителям, несовершеннолетним детям и лицам, находящимся на иждивении (п. 1.2. ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Право на эту выплату распространено и на взрослых детей погибшего (умершего). В случае отсутствия детей старше 18 лет выплаты будут производиться полнородным и неполнородным братьям и сестрам погибшего. Выплаты также предусмотрены несовершеннолетним и студентам-очникам до 23 лет.

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Уголовная ответственность предусмотрена как за дачу коммерческого подкупа, так и за получение коммерческого подкупа. При этом преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (ст. 204 УК РФ).

Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество и услуги имущественного характера, выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

Значительным размером признается сумма коммерческого подкупа, превышающая 25 тыс. рублей, крупным размером — превышающая 150 тыс.рублей, особо крупным размером – превышающая 1 млн. рублей.

Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет. Кроме этого виновному может грозить штраф до 5 млн. рублей.

Об ответственности за «телефонный терроризм»

За заведомо ложное сообщение об акте терроризма (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сам по себе террористический акт - уголовное преступление. Любые проявления, связанные с ложными сообщениями о готовящемся террористическом акте, также являются уголовно наказуемыми деяниями. Уголовная ответственность за это преступление наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет. Если лицо добросовестно заблуждается и полагает, что его информация о готовящемся акте терроризма соответствует действительности, то ответственность исключается.

Наказание за это преступление:

- штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;

- ограничение свободы на срок до 3 лет;

- принудительные работы на срок от 2 до 3 лет.

Более суровое наказание предусмотрено за совершение указанного деяния в отношении объектов социальной инфраструктуры, причинение крупного ущерба, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом максимальное наказание за эти деяния – штраф до 2 млн. рублей, лишение свободы на срок от 8 до 10 лет.

Следует помнить, что если преступление совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, бремя ответственности за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке сообщения о преступлении возлагается на родителей (усыновителей) или попечителей, либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой несовершеннолетний находился под надзором. Указанные лица привлекаются в качестве гражданского ответчика и с них взыскиваются понесенные государством расходы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

О прекращении уголовного преследования в связи с призывом на военную службу либо заключением контракта о прохождении военной службы

23.03.2024 в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения.

Так, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, в отношении которого предварительное расследование было приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения), при получении информации от уполномоченных органов в следующих случаях.

Лицо, совершившее преступление, за исключением преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренного п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч. 3-6 ст. 134 или ч. 3-5 ст. 135 настоящего Кодекса, либо хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 189, 200.1, 205-205.5, 206, 208-211, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1, 229.1, 274.1, 275, 275.1, 276-280.2, 280.4, 281-281.3, 282.1-282.3, 283 - 283.2, 284, ч. 2 ст. 322.1, ст. 355, 359-361 настоящего Кодекса, призванное на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключившее в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а равно лицо, совершившее преступление в период прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, в отношении которых предварительное расследование приостановлено в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности:

а) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;

б) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а именно: по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, указанного в пункте 2.1 статьи 36 настоящего Федерального закона, изъявившего желание продолжить военную службу на воинской должности, которая может замещаться указанным военнослужащим; в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени - для граждан, указанных в пункте 5.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, заключивших контракт.

Внесены изменения в трудовое законодательство в части оплаты сверхурочной работы и защиты прав супругов погибших ветеранов

Федеральным законом от 22.04.2024 № 91-ФЗ внесены изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации (оплата сверхурочной работы). Теперь сверхурочная работа будет оплачиваться исходя из размера заработной платы, установленного в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.

Изменения приняты во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 35-П, которым ранее действовавшие нормы Трудового кодекса Российской Федерации, допускающие оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь тарифной ставки или оклада (должностного оклада) признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации.

Новая редакция закона позволит обеспечить более эффективную защиту работников, чей труд оплачивается по бестарифной, сдельной и иным системам оплаты. Поправки вступят в силу с 01.09.2024.

Также Федеральным законом от 06.04.2024 № 70-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 264.1, запрещающей расторжение по инициативе работодателя трудового договора с супругом погибшего (умершего) ветерана боевых действий в течение года с момента смерти.

Данное правило не распространяется на случаи увольнения работника ввиду ликвидации организации, грубого нарушения им трудовых обязанностей или их неоднократного неисполнения, совершения виновных действий материально ответственным лицом или аморального проступка работником, выполняющим образовательные функции, а также в случае предоставления фиктивных документов при трудоустройстве. Закон вступил в силу с 06.04.2024.

С 17 апреля 2024 года усилена административная ответственность за нарушения правил использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом, в соответствии с которыми юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий управление многоквартирным домом, собственники или наниматели жилых помещений обязаны обеспечивать доступ представителей специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ по техническому его обслуживанию и ремонту, а также для приостановления подачи газа.

Административная ответственность за нарушение данных правил предусмотрена статьей 9.23 КоАП РФ в случаях:

- уклонения от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, или договора о техническом диагностировании газопроводов, входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным;

- отказа в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию газового оборудования либо для приостановления подачи газа;

- уклонения от замены оборудования или самовольной его замены;

- выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования либо техническому диагностированию газопроводов, организацией, не отвечающей требованиям закона, либо лицом, не являющимся сотрудником организации, отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении, либо ее сотрудником, не аттестованным (не переаттестованным) в установленном порядке.

На основании Федерального закона от 06.04.2024 № 77-ФЗ штрафные санкции за данные правонарушения увеличены в пять раз и составляют: на граждан – в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на должностных лиц – от 25 тыс. до 100 тыс. рублей; на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

Внесены изменения в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»

С 22 апреля 2024 года вступил в силу закон, направленный на повышение мотивации у молодежи к активному построению карьеры и адаптацию молодых граждан на первом рабочем месте.

Теперь к основным направлениям реализации молодежной политики также относится содействие профессиональному развитию молодых работников.

Законом введена категория «молодой работник», к которой относится гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, имеющий трудовой стаж не более трех лет и не относящийся к категории «молодой специалист».

«Молодым специалистом» признается гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения.

Федеральным и региональным законодательством при реализации молодежной политики, установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, может устанавливаться иной максимальный возраст, но не менее 35 лет.

Указанные положения направлены на поддержку молодежи, работающей не в соответствии с полученной квалификацией, при этом вносящей значительный вклад в экономическое развитие государства.

Законодательством урегулирован порядок начисления и уплаты платежей за коммунальные услуги для участников специальной военной операции

С 23 апреля 2024 года вступают в силу изменения, которые внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2024 № 460 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Изменения касаются поддержки мобилизованных граждан и предусматривают возможность исключения необоснованного начисления платы за коммунальные услуги по причине фактического отсутствия указанных граждан в жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета при наличии технической возможности его установки.

Напомним, что при отсутствии индивидуальных приборов учёта или при их неисправности оплата коммунальных услуг рассчитывается по установленным нормативам, исходя из количества проживающих в квартире граждан.

Теперь отсутствие постоянно или временно проживающего в жилом помещении потребителя в связи с его призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации является основанием для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за указанный период.

Продолжительность периода временного отсутствия будет устанавливаться на основании документа, подтверждающего период прохождения военной службы по мобилизации.

Принят закон об ужесточении правил производства и продажи алкоголя

С 14.02.2024 внесены дополнения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В соответствии с принятым законом субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать требования о розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания только в ресторанах, барах, кафе, буфетах, в том числе расположенных в многоквартирных домах и прилегающих территориях, а также ограничивать временные рамки розничной реализации алкогольной продукции в объектах общественного питания (кроме ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и прилегающих территориях.

Закон разработан в целях противодействия продаже алкогольной продукции в точках общепита, расположенных в жилых домах, что зачастую приводит к нарушению общественного порядка в вечернее и ночное время.

Наряду с этим вводится запрет на производство алкогольной продукции с добавлением этилового спирта, если это не предусмотрено требованиями ГОСТ и технических регламентов; на производство пивных напитков из закупленного пива; на использование в наименовании алкогольной продукции информации, способной ввести потребителей в заблуждение относительно ее вида и состава.

Положения закона вступили в силу с 01.04.2024.

Способы защиты граждан от мошенничеств, совершаемых дистанционным способом

Как показывает практика, очень часто граждане, общаясь по телефону, а также в сети Интернет, с ранее неизвестными им лицами, добровольно переводят свои денежные средства в сумме до нескольких миллионов рублей мошенникам, которые действуя под различными предлогами звонят и настойчиво предлагают перевести денежные средства на «безопасные» счета для «защиты от мошенников», либо использовать денежные средства для совершения спекулятивных сделок на рынке криптовалюты с целью получения большой прибыли, и т.д.

В качестве способов защиты от такого рода мошенничеств следует рассматривать:

- незамедлительное прекращение общения с такими лицами, вне зависимости от того, кем они представляются – «сотрудниками банка», «сотрудниками полиции», «сотрудниками ФСБ», «сотрудниками Интернет-проекта» и т.д.;

- незамедлительное обращение в органы внутренних дел по телефонам 102, 112;

- блокирование номеров телефонов звонивших посторонних лиц на своем телефоне, смартфоне с целью предотвращения повторных звонков злоумышленников и поступления от них сообщений;

- при малейшем подозрении на перевод денежных средств с ваших счетов, незамедлительное блокирование банковских карт, счетов через приложение банка, а также путем обращения в банк лично или по телефону, указанному на сайте банка;

- при любом общении с посторонними лицами, кем бы они не представлялись, нельзя передавать им какие-либо сведения о себе, о своих счетах, пароли от входа в личный кабинет банка, в личный кабинет госуслуг, личный кабинет налогоплательщика, коды и пароли, поступающие вам в СМС, иных электронных сообщениях и т.д.;

- после окончания беседы всегда следует вспоминать какие данные вы сообщили постороннему о себе из вышеуказанных. Если это все-таки произошло, следует принять меры к незамедлительному блокированию ваших личных электронных кабинетов и обращению в полицию.

Следует проверять полномочия и личность звонящих вам путем звонка в правоохранительные органы, банки по телефонам, указанным на их официальных сайтах.

При наличии затруднений с дальнейшими действиями, в случае настойчивых звонков посторонних, рекомендуется, особенно для пожилых граждан, посоветоваться с ближайшими родственниками, сообщить им о возникновении такой проблемы.

ПОМНИТЕ: любое промедление с обращением в правоохранительные органы позволит мошенникам вывести Ваши денежные средства на другие счета и похитить их.

Сохранение пособия по уходу за ребенком до полутора лет при досрочном выходе на работу

ФЗ № 614-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2024 вступили в силу поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей в части порядка начисления пособия по уходу за ребенком.

Теперь право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется и в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, выходит на работу ранее достижения им возраста полутора лет (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы).

Сохраняться пособие будет и в случае, когда такое лицо в период предоставленного отпуска работает у другого работодателя, а также при продолжении обучения.

До указанной даты право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохранялось только в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Порядок оформления документов для путешествий с детьми за пределы РФ

Выезд из Российской Федерации осуществляется по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами ее территории.

При этом в случаях, установленных международными договорами, выезд осуществляется по паспорту гражданина Российской Федерации, либо по свидетельству о рождении (для граждан, не достигших 14-летнего возраста).

Согласно п. 173 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 880, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется в том числе паспортом гражданина Российской Федерации, свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной уполномоченным органом, и соответствующей печатью.

Несовершеннолетний гражданин может выехать из Российской Федерации совместно с одним из его законных представителей, но в случае, если другим законным представителем не подано заявление о несогласии на такой выезд.

Вместе с тем если несовершеннолетний гражданин выезжает из Российской Федерации без сопровождения своих законных представителей, он должен иметь при себе кроме паспорта (в установленных международными договорами случаях - свидетельства о рождении) нотариально оформленное согласие одного из законных представителей на его выезд.

Внесены изменения в порядок работы по возврату просроченной задолженности перед микрофинансовыми организациями

С 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 04.08.2023 № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон № 467-ФЗ) банки и микрофинансовые организации обязаны сообщить в Федеральную службу судебных приставов (далее - ФССП) при их намерении организовывать работу с должниками по взысканию просроченной задолженности путем: личных встреч; телефонных переговоров; разговоров посредством автоматизированных интеллектуальных агентов; передачи сообщений различными средствами электронной коммуникации, в том числе посредством направления соответствующих уведомлений через Госуслуги.

Необходимо отметить, что пунктом 3 статьи 2 Федерального закона
№ 467-ФЗ установлен срок направления уведомления в ФССП по установленной форме – 30 дней со дня вступления в силу принятого закона (изменения), в противном случае взаимодействовать с должниками приведенными способами будет запрещено.

Кроме того, нарушение требований законодательства при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в сфере перевозок пассажиров и багажа

Федеральным законом от 25.12.2023 № 669-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статьи 11.14.2, 11.33, 14.1.2 КоАП РФ, предусматривающие ответственность в сфере перевозок пассажиров и багажа.

Так, при перевозках неопределенного круга лиц по заказу будут штрафовать не только за взимание платы с пассажиров, но и за распространение сведений о перевозках на таких условиях. Штрафы для должностных лиц снизят с 50 000 руб. до 30 000 руб., для юридических лиц –увеличат с 200 000 руб. до 300 000 руб.

Введена ответственность за заключение договора фрахтования с каждым пассажиром в отдельности при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу. Штраф для должностных лиц составит 50 000 руб., для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - 200 000 руб.

Статья 14.1.2 КоАП РФ дополнена частью 5, устанавливающей ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа, грузов автотранспортом или городским наземным электрическим транспортом. Штраф за данное правонарушение для должностных лиц составит 50 000 руб., а для юридических - 400 000 руб. Аналогичные санкции последуют за распространение сведений о ведении такой деятельности.

Смягчена ответственность за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса для регулярных перевозок пассажиров в случае отсутствия карты маршрута (ст. 11.33 КоАП РФ).

Изменения вступают в силу с 01.09.2024

Конфискация транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступлений, предусмотренных статьями 264.1, 264.2 и 264.3 УК РФ

Федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» часть 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом «д», предусматривающим конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступлений.

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора транспортных средств.

Уголовным законом определена категория преступлений, за совершение которых возможна конфискация транспортного средства. К ним относятся преступления, предусмотренные:

статьей 264.1. УК РФ - управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость;

статьей 264.2. УК РФ - нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами;

статьей 264.3. УК РФ - управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.

Конфискации подлежит только транспортное средство, принадлежащее обвиняемому и лишь при условии, что автомобиль использовался им при совершении указанных преступлений.

В силу статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации конфискация транспортных средств в порядке пункта «д» части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не может применяться к преступлениям, совершённым до внесения соответствующих изменений, то есть до 25.07.2022.


Возврат к списку