Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура информирует
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Установлено, что ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проведена проверка предпринимателя при отсутствии оснований её проведения, без согласования с прокуратурой и распоряжения руководителя органа контроля.
По постановлению природоохранного прокурора Родниковским районным судом должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле), с назначением наказания в виде штрафа.
Ивановским областным судом постановление суда первой инстанции оставлено без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.
С целью устранения нарушений закона природоохранным прокурором в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
ВОЛГА ПОД ЗАЩИТОЙ ПРОКУРОРОВ!
Охрана окружающей среды и ответственное природопользование становятся все более важными задачами государственной политики. Экологическая безопасность является составляющей частью национальной безопасности России.
В 2017 году Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, которой определены основные вызовы и угрозы экологической безопасности.
Особая роль в укреплении законности и правопорядка в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Волжском бассейне отведена Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.
В ее состав входят 16 межрайонных прокуратур, которые осуществляют надзор за соблюдением экологического законодательства в 4 федеральных округах, на территории 15 субъектов Российской Федерации от истока реки Волги в Тверской области до устья в Астраханской.
На берегах Волги сосредоточена половина промышленного и сельскохозяйственного производства страны, расположены многомиллионные города, проживают многочисленные народы - русские, чуваши, татары, марийцы, калмыки – всего более 40 % населения России, воспевая красоту реки в песнях и стихах.
Бассейн реки Волга - это единая экосистема, включающая свыше 2,5 тысяч притоков. Нельзя добиться стабилизации экологической ситуации в отдельных регионах без проведения единой экологической политики.
Эффективность создания природоохранных прокуратур по бассейновому принципу подтверждена временем. Так, в этом году по примеру Волжской прокуратуры приказами Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки созданы Амурская и Байкальская природоохранные прокуратуры.
Особенностью Волжской прокуратуры является межсубъектовый характер ее деятельности, что позволяет выявлять и давать правовую оценку наиболее глобальным, межрегиональным проблемам охраны окружающей среды.
Многолетнее плодотворное сотрудничество прокуратуры с органами государственной власти всех уровней, территориальными и транспортными прокуратурами положительно сказывается на экологической ситуации бассейна р.Волги.
Снизились объемы сбрасываемых загрязненных сточных вод, образованных отходов производства и потребления, количество лесонарушений, лесных пожаров. Например, в 2017 году не фиксировались факты возгорания лесов на территории Астраханской, Костромской, Самарской областей, Республики Татарстан.
В результате принятых профилактических мер уменьшилось число преступлений в сфере лесопользования и незаконной охоты на 6% и 15% соответственно.
Ежегодно прокурорскими проверками выявляется свыше 35 тыс. нарушений законов об охране окружающей среды и природопользовании. И я могу с уверенностью сказать, что за каждой цифрой имеются примеры эффективной работы прокуратуры. Только за неполный 2017 год внесено более 5 тыс. представлений, по требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 5,3 тыс. лиц. По протестам прокуроров отменено и изменено свыше 2 тыс. незаконных правовых актов. О недопустимости нарушения закона предостережено около 400 лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 224 уголовных дела. Для пресечения опасных экологических правонарушений в суды направлено свыше 1 тыс. исковых заявлений.
Наиболее важными в этом году для прокуроров являлись вопросы исполнения законодательства в сфере использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха, обеспечения сохранности объектов животного мира, водных биоресурсов, безопасного обращения с промышленными и бытовыми отходами, сохранения особого статуса особо охраняемых природных территорий, возмещения ущерба, расходования бюджетных средств на осуществление природоохранных мероприятий.
Проводимая Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой работа позволила акцентировать внимание органов власти, местного самоуправления Волжского бассейна, общественности на проблемах в сфере экологии, инициировать принятие региональных, муниципальных правовых актов, активизировать деятельность предприятий-загрязнителей по устранению нарушений закона, ремонту и строительству очистных сооружений.
Одной из основных причин загрязнения реки Волги и ее притоков, как и многих других крупных рек мира, является сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. Благодаря целенаправленной работе на протяжении многих лет прокурорским вниманием охвачены все предприятия, сбрасывающие недостаточно очищенные стоки, ко всем предъявлены исковые заявления.
К примеру, в Чувашской Республике по требованию прокурора ОАО «Водоканал» введен в эксплуатацию в городе Чебоксары комплекс сооружений по обработке осадка на очистной водопроводной станции «Заовражная» стоимостью свыше 250 млн. руб., который позволит столице Чувашии в числе первых городов Поволжья решить проблему утилизации осадка путем внедрения новейших технологий. Всего в указанном регионе в рамках федеральных и региональных программ на строительство и реконструкцию очистных сооружений выделено и освоено около миллиарда рублей.
Решаются проблемы подъема и утилизации затопленных в бассейне р. Волга выбывших из эксплуатации судов, которые являются постоянным источником загрязнения Волги продуктами коррозии металлов и другими вредными веществами, способствуют сокращению нерестилищ, создают помехи для судоходства. В результате принятых мер поднято, утилизировано около 2 тыс. плавсредств. К примеру, по иску природоохранного прокурора поднята полузатонувшая в Волге в Канавинском районе г. Н.Новгорода плавучая установка для приготовления бетона, препятствующая проведению берегоукрепительных работ.
По иску Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры на администрацию городского поселения г. Краснослободск возложена обязанность организовать мероприятия по подъему 3 затонувших судов, к настоящему времени все они подняты и утилизированы.
В результате надзорной деятельности Волжской прокуратуры утверждено около 50 положений и паспортов особо охраняемых природных территорий, установлены границы почти 200 природных комплексов. На кадастровый учет полностью поставлены границы всех ООПТ регионального значения в Волгоградской, Самарской областях, а по всему Волжскому бассейну более 500 таких территорий. В собственность Российской Федерации возвращено 1,5 тыс. га земельных участков лесного фонда.
Существенное влияние на экологическую безопасность оказывают проблемы в сфере обращения отходов. Одним из путей их решения является создание новых объектов по обращению с отходами. Нужны новые технологии, новые мусороперерабатывающие заводы и новое отношение людей к бытовым отходам, которые они производят.
Как пример, в мае 2017 г. открыт мусоросортировочный комплекс в г. Иваново, производственная мощность которого составит 120 тысяч тонн в год.
Проводится целенаправленная работа по ликвидации административных барьеров и избыточного давления на хозяйствующие субъекты. Пресекаются факты волокиты при выдаче разрешительной документации, необоснованных отказов в предоставлении государственных услуг, необоснованных проверок в отношении предпринимателей. В результате принятых прокурорами мер наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества проведенных проверок в рамках государственного контроля. Только в текущем году погашена задолженность по исполненным контрактам на сумму 103 млн. рублей.
Принимались меры к выявлению и пресечению коррупционных проявлений в сфере экологии и природопользования. Установлено свыше 800 нарушений законодательства о противодействии коррупции. К административной и дисциплинарной ответственности привлечено около 400 лиц. 7 должностных лиц региональных органов власти и коммерческих предприятий уволено в связи с утратой доверия или с ними расторгнуты трудовые договоры в Саратовской, Вологодской, Ярославской областях. Из 270 нормативно правовых актов региональных и муниципальных органов власти исключен 341 коррупциогенный фактор.
Мы открыты для граждан. Ежегодно нами рассматривается свыше 6 тысяч обращений. В этом году организована «горячая линия», на которую поступило более 200 сообщений о фактах совершения экологических правонарушений. На личный прием обратились 1312 заявителей. Если к нам обращаются, значит нам доверяют!
В целях удобства граждан проводятся выездные приемы, в регионах работают мобильные приемные, также граждане могут обращаться через официальный сайт прокуратуры.
В рамках Года экологии на территории России организуются мероприятия, нацеленные на широкое информирование общественности о состоянии окружающей среды и мерах, принимаемых прокуратурой по сохранению природных объектов, а также проводится большая работа по правовому просвещению населения, повышению уровня экологического образования.
Мы выступили с инициативой принятия региональных законов в области экологического образования и воспитания. В декабре прошлого года принят Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Тверской области». Поддержана наша инициатива и в других регионах Волжского бассейна.
Проведены открытые форумы в Республиках Татарстан, Чувашия, Астраханской области, в которых приняли участие органы государственной власти всех уровней, общественность, экспертное сообщество, средства массовой информации, на которых обсуждены актуальные проблемы в сфере экологии. Работа в данной сфере будет продолжена.
В целях улучшения экологической ситуации в августе 2017 года Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» с общим объемом финансирования более 245 млрд. руб.
Поэтому впереди у нас долгосрочные планы, системная работа, масштабные проверки в сфере охраны вод и по другим направлениям.
Механизм реализации поставленной законодателем антикоррупционной цели обеспечен двумя основными элементами защиты, а именно:
1) на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, возложена обязанность получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов перед заключением трудового (гражданско-правового) договора под угрозой прекращения заключенного соглашения;
2) на организацию возложена обязанность уведомлять представителя нанимателя о приеме на работу гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, под угрозой привлечения к административной ответственности.
Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Для данного вида административного правонарушения законодателем предусмотрен специальный срок давности равный 6 годам.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в не уведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.
При этом представитель нанимателя (работодатель) не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ в следующих случаях:
- если стоимость услуг по гражданско-правовому договору, заключенному с бывшим государственным (муниципальным) служащим составила менее ста тысяч рублей в месяц;
- если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении;
- если у работодателя на момент трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего отсутствовали сведения о замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы (пример: трудовая книжка не предъявлялась в виду утраты и т.д.).
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверочные мероприятия по фактам незаконного размещения нефтесодержащих отходов на территориях Комсомольского и Ильинского муниципальных районах Ивановской области.
Специалистами филиала ЦЛАТИ по Ивановской области отобраны пробы почвы на площади розлива нефтесодержащих отходов в целях определения количественного химического анализа содержания нефтепродуктов и класса опасности, согласно которой данные отходы относятся к третьему классу опасности.
В результате несанкционированного размещения нефтесодержащих отходов почвам, как компоненту окружающей среды причинен вред в размере на сумму более 1 млн. 500 тыс. рублей.
По результатам проведенных проверочных мероприятиях Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой 28.09.2017 вынесено 3 постановления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении материалов проверок в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 254 УК РФ (порча земли).
Кроме того, в связи с выявленными нарушениями закона при организации работ по устранению последствий несанкционированного размещения отходов, а также ненадлежащим информировании населения о произошедшей чрезвычайной ситуации в адрес глав администраций Ильинского и Комсомольского муниципальный районов внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих.
Устранение выявленных нарушений находится на контроле прокуратуры.
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой 22 апреля 2016 года с 9 часов 00 минут по 17 часов 00 минут проводит «Горячую линию» по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении доступа граждан к водным объектам общего пользования.
Телефоны «Горячей линии»: 8 (4932) 93-82-33, 8 (915) 814-76-88.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, если иное не запрещено федеральным законодательством (ст. 6 Водного кодекса РФ).
Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет административное наказание.
В соответствии со ст. 8.12.1 КоАП РФ за данное нарушение граждане могут быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Индивидуальные предприниматели - от 40 000 до 50 000рублей или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток; юридические лица - от 200 000 до 300 000 рублей или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток.
"Горячая линия"
Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура 13 апреля 2016 с 09.00 до 18.00 проводит «горячую линию» по вопросам соблюдения природоохранными органами государственного контроля (надзора) прав предпринимателей при организации и проведении плановых и внеплановых проверок, оказания государственных услуг наличия административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, а также соблюдения законодательства о противодействии коррупции при проведении проверочных и иных мероприятий органами контроля.
В ходе «горячей линии» жители Ивановской области могут оставить устные обращения о нарушениях требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, в том числе по фактам несоблюдения уполномоченными органами государственного контроля (надзора) требований законодательства при осуществлении плановых и внеплановых проверок, избыточного администрирования разрешительных процедур, а также об иных возможных незаконных деяниях, получении за совершения указанных действий вознаграждений.
Телефон «горячей линии»: (4932) 93-82-32.
О добыче охотничьих ресурсов
С 17.06.2015 вступил в силу Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденные Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379.
Документ разработан в целях реализации положений части 5 статьи 31 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Действующие в настоящее время порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, и форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 № 121, признаются утратившими силу с 17.06.2015.
После указанной даты и вступления в силу порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, возможно использование только тех форм бланков разрешений, которые утверждены приказом Минприроды России от 29.08. 2014 № 379.
Вместе с тем, все разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданные до 17.06.2015, действуют до истечения указанных в них сроков осуществления охоты.
КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 № 1178 утверждена типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений. Типовая форма включает в себя, в числе прочего, условия заготовки, размер и условия внесения платы, права, обязанности и ответственность сторон.
Установлено, в частности, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором купли-продажи лесных насаждений, продавец и покупатель несут ответственность согласно российскому законодательству (включая обязанность возместить в соответствии с ГК РФ убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением) и заключаемому договору.
Кроме этого предусматривается уплата покупателем продавцу неустойки за нарушение условий заключаемого договора, в том числе обязанности соблюдения нормативных правовых актов лесного законодательства.
Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура информирует
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках работ по созданию государственной автоматизированной системы правовой статистики разработан информационно-аналитический портал правовой статистики – «crimestat.ru», которая, в свою очередь, создается в целях реализации ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Главной целью создания информационно-аналитического портала правовой статистики является обеспечение прозрачности, достоверности и полноты данных правовой статистики.
Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработан в целях информирования граждан Российской Федерации о состоянии преступности в отдельных субъектах Российской Федерации и стране в целом, сравнения России с другими странами мира по ряду ключевых показателей, характеризующих криминальную ситуацию, а также предоставления исходных данных в открытых форматах.
Кроме того, на информационно-аналитическом портале также имеется раздел Глоссарий, в котором размещены материалы нормативно-правовых актов, позволяющие пользователям без знаний в правовой области разобраться с основными терминами правовой статистики и узнать определения используемых в данной предметной области понятий.
Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
«О мерах по предупреждению коррупции»
Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, независимо от организационно-правовой формы, содержатся в части 2 статьи 13.3 Федерального закона.
В целях надлежащего исполнения вышеуказанных требований законодательства прокуратура предлагает организациям, осуществляющим природопользование, использовать в своей деятельности Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
С текстом указанных Методических рекомендаций можно ознакомиться на Интернет-сайте http://against-corruption.ru в разделе «Нормативная база».
Кроме того, на указанном сайте в разделе «О нас» заинтересованные лица могут ознакомиться с Антикоррупционной хартией российского бизнеса, подписанной 20 сентября 2012 года на ХI Инвестиционном форуме в Сочи.
Хартия предусматривает отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам, внедрение организациями специальных антикоррупционных программ и практик.
Разъяснения по нормированию отходов
Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что с 01 января 2016 вступили в законную силу изменения, внесенные в ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», посвященную нормированию в области обращения с отходами.
Законодателем разграничивается порядок утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также порядок предоставления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
Применительно к Ивановской области, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют их для утверждения в Управление Росприроднадзора по Ивановской области. Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для указанных субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляет Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.
Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Ивановской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержден приказом Минприроды России от 24.08.2011 № 700.
По аналогичному критерию субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, предоставляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в один из указанных органов государственной власти в зависимости от отнесения к субъектам федерального или регионального государственного экологического надзора.
В связи с вступлением в силу с 07.10.2015 года постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1024 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» отменяется необходимость представления органам власти копий учредительных документов, а также выписок из ЕГРЮЛ при предоставлении ими следующих государственных услуг по:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор разъясняет полномочия федеральных и региональных органов государственной власти при осуществлении государственного экологического надзора в сфере недропользования.
Горячая линия о пожарной безопасности в лесах
Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
С 15.09.2015 вступает в действие новый Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Данный Закон предусматривает, что суды будут рассматривать и разрешать подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций и т.д.
С целью защиты своих прав в рамках Кодекса административного судопроизводства подается административное исковое заявление. Помимо основных положений, которые идентичны требованиям Гражданского процессуального кодекса РФ, административный иск может быть подан группой лиц, т.н.коллективный.
Для лиц, которые могут быть представителями в суде, будет установлено дополнительное требование - наличие у них высшего юридического образования. Сейчас такого условия нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ.
Гражданин сможет лично вести дела, за исключением ситуаций, когда будут рассматривать административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе будут вести дела только через представителей.
Необходимо обратить внимание, что КАС РФ не будет применяться при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (КС РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений. Также действие нового Кодекса не будет распространяться на дела, подлежащие рассмотрению в ВС РФ, судах общей юрисдикции в ином судебном (процессуальном) порядке.
Положения КАС РФ не будут регулировать производство по делам об административных правонарушениях.
О полномочиях органов местного самоуправления в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов
Разъяснение законодательства, регламентирующего вопросы охраны и содержания городских зеленых насаждений
В связи с многочисленными обращениями и жалобами граждан, поступающими в Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру, по вопросам правомерности сноса зеленых насаждений в населенных пунктах информирую о следующем.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Вопросы озеленения территорий городов регулируются Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (далее – Правила).
Согласно п. 6 Правил обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.
Пунктами 8.6.1, 8.6.2, 8.6.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы благоустройства территорий муниципальных образований, также указано землепользователям на необходимость обеспечения содержания и сохранности зеленых насаждений с проведением обрезки и вырубки сухостоя и аварийных деревьев, вырезки сухих и поломанных сучьев, которые несут вследствие антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям.
В силу п. 3.1.4.2 Правил надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя и своевременное удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей деревьев.
В то же время обращаю внимание, что при спиливании (удалении) древесных пород необходимо следовать нормативам, определенным п.п. 3.1.4.14-3.1.4.17 Правил, только после проведения обследования зеленых насаждений и составления акта обследования.
Несмотря на то, что Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, и Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, носят рекомендательный характер, суды при принятии решений руководствуются именно данными правовыми актами.
Так, решением Пермского краевого суда от 3 апреля 2013 по делу № 33-2168 удовлетворены требования гражданина Т. к БУ МО «Лысьвенское городское поселение» о возмещении имущественного вреда, причиненного повреждением автомобиля в результате падения дерева. В своем решении суд со ссылкой на п. 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, констатировал, что причиной падения дерева стало ненадлежащее исполнение муниципальным образованием, являющимся землепользователем, своих обязанностей по содержанию объектов озеленения, в частности, по валке перестойных и опасных деревьев.
Определением Московского областного суда от 7 июля 2014 года по делу № 33-14600 оставлено в силе решение Коломенского городского суда Московской области от 13.02.2014, которым удовлетворены требования истца к ЖСК «Прогресс-2» о возмещении ущерба, причиненного гражданину ввиду ненадлежащего содержания организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, придомовой территории. В определении суда также содержится ссылка на неисполнение данной организацией п. 6.1 Правил.
В целях реализации мероприятий по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура информирует, что Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах».
С 1 января 2015 года к участкам недр местного значения отнесены участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В связи с этим собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах своих земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения.
Под использованием для собственных нужд подземных вод понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Кроме того, недропользователи, осуществляющие добычу подземных вод в целях питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки теперь освобождаются от проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых разведанных месторождений.
Субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, осуществляющие добычу подземных вод в целях питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет более 100 кубических метров в сутки, обязаны получить лицензию на право пользования недрами.
С 1 января 2015 года произошли значительные изменения в правовом регулировании сферы обращения с отходами производства и потребления. Федеральными законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В частности, изменены определения таких понятий, как «отходы производства и потребления», «обращение с отходами», «хранение отходов», «сбор отходов», «накопление отходов» и другие. Введены новые понятия «обработка отходов», «твердые коммунальные отходы», «объекты хранения отходов», «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и другие.
Другие нововведения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ, будут интересны хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере обращения отходов.
Так, с 1 июля 2015 года вновь вернется лицензирование деятельности по сбору и транспортированию отходов 1-4 классов опасности, а также их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению.
А лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до этой даты, действуют до 30 июня 2015 года.